Святая Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. 14.10.2018 23:55
О том, что Матерь Божия молится о всем мире, знают, наверное, все. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира и называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит ежедневно.
Но нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы и стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. И такой случай произошел в Византии в 10 веке.
Много раз являлась Пресвятая Богородица отдельным великим святым. Но, по-видимому, никогда и никому не являлась Она в такой славе, как в Константинопольском Влахернском храме в этот день.
В храме было множество народа, и в их числе стояли блаженный Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием.
Совершалось всенощное бдение. Народ горячо молился об избавлении от нашествия врагов, которые уже подошли к самому Константинополю.
Около четырех часов утра блаженный Андрей внезапно увидел под сводами храма стоящую на облаках Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом Ангелов, апостолов, пророков, святителей и множеством великих святых.
Блаженный Андрей спросил Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу Мира?», – «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», – ответил Епифаний.
На глазах их обоих Пресвятая Богородица сошла вниз, вошла в алтарь и долго молилась Богу, стоя на коленях пред престолом. Потом встала, вышла на амвон и, сняв с себя сиявший небесным светом и блиставший молниями широкий плат, распростерла его над всем молящимся народом.
На этом внезапно окончилось чудесное видение, а вскоре стало известно, что на рассвете враги поспешно сняли осаду Константинополя и ушли.
Не все находящееся в храме видели коленопреклонённую молитву Богородицы, поэтому имеет смысл сказать несколько слов о человеке, которому было открыто больше и который видел глубже чем окружавшие его люди. Это Андрей Христа ради юродивый.
Слово «юродивый» переводится со старославянского как «сумасшедший», «безумный». Внешний вид и поведение таких людей мы можем себе представить. Отношение к ним стороны окружающих было соответствующим, поскольку важнейшее уточнение – «Христа ради» – как правило, появлялось гораздо позже.
Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия он совершал умный и непрестанный труд – молитву.
Из всех отношений с миром юродивому обычно остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ.
Таким сокровищем является - молитва. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.
Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей. Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения ее. И еще – способ служения.
Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или делаешь еще что-то, что нередко приводит даже к побоям?»
Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела этот мир.
Об Андрее можно сказать, что он «не сеет, ни жнет, не собирает в житницы» (Мф. 6:26). Его питает Бог, причем такой манной, которая заставляет вспомнить Апокалипсис: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя» (Откр. 2:17).
Андрей видит то, чего все остальные не видят. Он видит бесов, которым изрядно досаждает своим образом жизни. Видит Ангелов, защищающих его. Видит святых и общается с ними. Наконец, он видит Матерь Господа Иисуса Христа. И это видение и дало основание возникновению сегодняшнего праздника.
Но не всякое явление или видение превращается в праздник. В истории Церкви очень многим являлись небожители и очень многих спасли от всевозможных бед. Для того чтобы это праздновалось и не забывалось столетиями, нужно чтобы церковное сознание усмотрело в частном – общее, и в единичном случае – проявление правила.
Правило нынешнего праздника звучит так: Матерь Божия, будучи взятой в Славу Сына Своего, не наслаждается Небесным Раем, а непрестанно молится о мире, посещая сей мир.
Плоды этой молитвы известны миллионам людей, поскольку миллионы в разное время были спасены заступничеством Богородицы. Вот эти-то миллионы отдельных случаев и собраны воедино под названием «Покров», чтобы одним праздником почтить неусыпающую и незамолкающую молитву Преблагословенной Девы Марии.
Подобным образом и чудо Архистратига Михаила в Хонех ценно не только как единичный факт, но и как проявление того благого участия в истории человечества, которое совершают чистые духи, верные Господу.
Мы знали, как много и часто Пресвятая Богородица помогает Церкви и вообще всем, просящим у Нее помощи. А благодаря Андрею, мы словно бы его глазами, увидели этот олицетворенный Покров. Увидели и обрадовались. Увидели и согрелись. Увидели и обнадежились.
То, что было тогда, продолжается и поныне. Молится Сыну о людях благодатная Мария. Участвуют с Ней в молитве Ангелы, пророки, апостолы и мученики. Видят эту молитвенную службу избранные рабы Божии, продолжающие свой земной путь.
А все остальные, мы с вами, у которых такого духовного зрения нет, но чье сердце согревается радостью при мысли о молитвах Пресвятой Богородицы, в день праздника поют: «Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой святый: / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся».
на основе статей протоиерея Андрея Ткачева